Наукоград Жуковский

Названия улиц

Амет-хан Султан (1920-1971г.г.) заслуженный летчик-испытатель, подполковник, дважды Герой Советского Союза, лауреат государственной премии. Он участник ВОВ, летчик - истребитель, совершил 603 боевых вылета, сбил лично 30 и в составе группы 19 самолетов врага. После войны Султан поступил на работу в ЛИИ летчиком -испытателем. Он участник штурма ''звукового барьера'', испытывает первые реактивные самолеты МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19. Большой вклад Амет-хан внес в испытания новых авиационных двигателей на летающих лабораториях ЛИИ. За время работы он участвовал в испытаниях 100 типов самолетов и их модификаций. Амет-хан Султан погиб в испытательном полете.

Баженов, Василий Иванович (1737-1799 гг.) архитектор, один из основоположников русского классицизма. Разработал проект реконструкции Кремля, дом Пашкова, дворцово-парковый ансамбль в Царицыно и в селе Быково (дворец не сохранился), Михайловский замок в Питербурге. Стиль Баженова отличается смелостью композиции, разнообразием замыслов, творческим использованием традиции мировой классической и древнерусской архитектуры.

Гагарин, Юрий Алексеевич (1934-1968 гг.) летчик-космонавт, полковник, Герой Советского Союза. 12 апреля 1961 года впервые в истории человечества совершил полет в космос на корабле '' Восток ''. Участвовал в обучении и тренировке экипажей космонавтов. Погиб во время тренировочного полета в 1968 году.

Гарнаев, Юрий Александрович (1917-1967 гг.) заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, в 1939 году окончил Энгельскую военную авиационную школу. Ю.А. Гарнаев участник ВОВ, штурман авиационного полка. В 1951 году Гарнаев поступает на работу в ЛИИ, сначала испытателем-парашютистом, а затем летчиком-испытателем. Он специализируется в основном в испытаниях новых вертолетов. Он первым поднял в воздух самолет вертикального взлета и посадки ЯК-36, провел летные исследования на оригинальном летательном аппарате, который журналисты окрестили '' летающим столом '', созданном в ЛИИ под руководством конструктора А.Н. Рафаэлянца. В 1958 году Гарнаев впервые в мире провел уникальные испытания по отстрелу лопастей вертолета МИ-4 в воздухе. Ю.А. Гарнаев погиб, оказывая помощь в тушении пожаров во Франции. Именем Ю.А. Гарнаева названа школа №5, где открыт музей Ю.А. Гарнаева.

Гастелло, Николай Францевич (1907-1941 гг.) военный летчик, капитан, Герой Советского Союза (посмертно) 26 июня 1941 года геройски погиб, направив свой подбитый самолет в скопление танков противника.

Горький, Максим (Алексей Максимович Пешков) (1868-1936 гг.), писатель и общественный деятель, активный участник революционного движения, основоположник реализма в литературе. Горький был первым председателем правления писателей СССР. Рассказы '' Старуха Изергиль '', '' Песня о Соколе '', '' Песня о Буревестнике '' Горького призывали к революции. В романах '' Мать '' и пьесе '' Враги '' он создал образы революционеров. В пьесах '' Мещане '', '' На дне '' , '' Дачники '', '' Варвары '', '' Васса Железнова '' и др. Горький запечатлел широкую картину русской жизни предреволюционного периода. В трилогии '' Детство '', '' В людях '' и '' Мои университеты '' А.М. Горький изложил свою биографию.

Гринчик, Алексей Николаевич (1912-1946г.г.) - инженер, летчик-испытатель I класса. После окончания МАИ в 1939 году поступил на работу в ЦАГИ инженером, затем летчиком-испытателем. С 1941 года по 1943 год А.Н. Гринчик участвует в боях, совершил 57 вылетов, награжден боевыми орденами. В 1943 году он отзывается из армии и работает в ЛИИ. Гринчик участвовал в серийных испытаниях боевых самолетов перед отправкой их на фронт. После ВОВ Гринчик участник штурма '' звукового барьера ''. 24 апреля 1946 года Гринчик поднимает в первый реактивный истребитель МиГ-9, сразу пошедший в серию. Но Алексею Николаевичу Гринчику не пришлось увидеть этого - в этом же году он погиб во время показательного полета.

Грищенко, Анатолий Демьянович (1937-1990 гг.) заслуженный летчик-испытатель, Герой России. После окончания МАИ был распределен в ЛИИ инженером в научное отделение. Но А.Д. Грищенко хотелось летать и после окончания школы летчиков при ЛИИ, он работает летчиком-испытателем. Грищенко испытывает целое семейство вертолетов ОКБ М.Л. Миля. В 1983-1984 гг. Грищенко испытывает боевые вертолеты, применительно к высокогорным условиям, затем принимает участие в работах по оказанию помощи на Чернобыльской АЭС. После тяжелой и продолжительной болезни А.Д. Грищенко скончался в 1990 году.

Громов, Михаил Михайлович (1899-1985 гг.) знаменитый советский летчик, Герой Советского Союза (№8, 28.09.34), кавалер ордена Почетного легиона, генерал-полковник авиации (1944). Участник Гражданской войны. С 1931 г. был шеф-пилотом ЦАГИ, затем ОКБ А.Н. Туполева. В 1940-1941 гг. - начальник ЛИИ. Совершил перелеты на АНТ-25: по замкнутому протяженному маршруту (совместно с А.И.Филиным, 1934, за что и был представлен к званию Героя), Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто в США (совместно с Данилин С.А. и А.Б.Юмашевым, 1937) и др. Громов - один из первых советских летчиков, получивших награду FAI - медаль А. де Лаво (1937 г.). В 1941 г. возглавил группу (в составе Юмашев, Байдуков) по получению в США В-17. С декабря 1941 г. командир 31 сад на Калининском фронте. С марта 1942 г. командующий 3 ВА, позднее 1 ВА на Западном фронте. В составе - полк "Нормандия-Неман". С лета 1944 г. зам. ком. по боевой подготовке фронтовой авиации. В 1946-1949 гг. - зам. командующего Дальней авиацией, затем (до 1955 г.) на руководящей работе в МАП. Его имя присвоено ЛИИ.

Гудков, Олег Васильевич (1931-1973 гг.) заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, полковник. После окончания Борисоглебской военной авиационной школы служил в частях ВВС. В 1958 году Гудков оканчивает школу летчиков при ЛИИ и его оставляют работать в ЛИИ летчиком-испытателем. За 15 лет работы он участвует в испытаниях более 70 типов самолетов. После окончания МАИ Гудкова назначают начальником комплекса '' А '' Летно-испытательного центра ЛИИ (т.е. стал шеф - пилотом ЛИИ). В 1968 году он проводит летные испытания самолета-аналога ТУ-144. Узнав об успешных полетах Гудкова на '' меньшем брате '' ТУ-144 А.Н. Туполев сказал - '' Пора поднимать и большого '', полет которого состоялся 31 декабря 1968 года. В 1973 году О.В. Гудков погиб в испытательном полете.

Дзержинский, Феликс Эдмундович (1893-1930 гг.) партийный и государственный деятель, профессиональный революционер до 1917 года. Участник трех революций. С декабря 1917 года Дзержинский председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с саботажем и контрреволюции (ВЧК), с 1922 года - ОГПУ и народный комиссар внутренних дел РСФСР. Одновременно Ф.Э. Дзержинский назначен наркомом путей сообщения (в 1921 г.) и председателем Высшего совета народного хозяйства страны.

Дугин, Николай Дмитриевич (1921-1945 гг.) военный летчик, капитан, Герой Советского Союза, уроженец деревни Колонец Раменского района Московской области, окончил Борисоглебскую военную школу летчиков. С 1943 года - участник ВОВ, совершил 325 боевых вылетов, участвовал в 73 воздушных боях. Погиб 2 мая 1945 года в бою над Берлином.

Жуковский, Николай Егорович (1847-1921 гг.) ученый, член-корреспондент Российской Академии Наук, '' Отец русской авиации '', основоположник аэродинамики в России. Диссертация Н.Е. Жуковского, посвященная кинематике жидкого тела (в 1876 году) показала, что в лице Жуковского Россия имеет замечательного исследователя, обладающего блестящей способностью мыслителя-теоретика и смелого экспериментатора. Среди многочисленных трудов Жуковского особое место занимает знаменитая теорема о подъемной силе, которая стала основой всей теоретической аэродинамики. Практическое применение получил метод аэродинамического расчета аэроплана. Неутомимая деятельность ученого по развитию авиации складывалась из многих направлений. Им были созданы: кружок воздухоплавания в МГУ, расчетно-испытательное бюро, аэродинамические трубы в МГУ и МВТУ и др. 1 декабря 1918 года Жуковский возглавил коллегию нового авиационного центра - ЦАГИ, созданный по его инициативе, а в 1919 году - Авиатехникум. 17 марта 1921 года Н.Е. Жуковский скончался. Это была большая утрата для авиационной науки. В ознаменование заслуг Жуковского ЦАГИ присвоено его имя. В 1947 году, в год 100-летия со дня рождения Н.Е. Жуковского - пос. Стаханово был переименован в город Жуковский. На центральной площади города установлен памятник Н.Е. Жуковскому.

Калугин, Федор Захарович (1920-1976 гг.) военный летчик, майор, Герой Советского Союза, окончил Качинскую школу военных летчиков. Калугин участник ВОВ, вступил в бой в первый день войны - 22 июня 1941 года, закончил войну штурманом авиационного полка. До 1962 года он служит в частях ВВС, а затем работает в ЦАГИ старшим инженером. Ф.З. Калугин был председателем комитета ветеранов ВОВ г. Жуковского.

Келдыш, Мстислав Всеволодович (1911-1978 гг.) ученый в области математики и механики, академик, трижды Герой Соцтруда, лауреат Ленинской и Государственной премий. С 1931 года он работает в ЦАГИ, участник семинара общетеоретической группы, возглавляемой С.А. Чаплыгиным. Семинар сыграл выдающуюся роль в развитии авиационной науки и техники в России. В 1941 году Келдыш возглавил отдел динамической математики. В 1946 году он организовал и возглавил Институт прикладной математики. Дальнейшая работа Келдыша связана с ракетной и космической техникой. В 1961 году М.В. избирается Президентом Академии Наук, эти обязанности он выполнял до 1975 года.

Киров (Костриков), Сергей Миронович (1886-1934 гг.) партийный и государственный деятель, до 1917 года - профессиональный революционер, участник трех революций. Во время гражданской войны Киров руководил обороной Астрахани и освобождением Северного Кавказа от белогвардейцев. После завершения войны С.М. Киров - на партийной работе, секретарь обкома ВКП(б) в Ленинграде, с 1930 года - член Политбюро. Пал жертвой террористического акта. В настоящее время площадь Кирова в Жуковском переименована в площадь Громова.

Королев, Сергей Павлович (1907-1966 г.г.) - ученый и конструктор ракетно-космических систем, академик, дважды Герой Соцтруда, лауреат Ленинской премии. Свою творческую деятельность Королев начал в КБ морского самолетостроения, одновременно увлекается планеризмом: создает и испытывает планеры. В 1946 году Королев назначается начальником ОКБ-1, который стал головным предприятием по созданию баллистических ракет. Первенцем ОКБ, стала ракета Р-1 (в 1948 г.). К 1957 году были достигнуты крупные успехи в создании межконтинентальных ракет: запускается первый в мире искуственный спутник земли, затем спутник-2 и спутник-3. В 1959 году Королев приступает к подготовке полетов человека в космос. 12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин совершает первый полет в космос на космическом корабле ''Восток-1''. Далее ''королевцы'' создают многоместные корабли ''Восток-2'' и ''Восход -1''. Последней крупной работой Королева была разработка самой тяжелой в мире ракеты-носителя Н-1 для экспедиции на Луну. Отдавая долг памяти С.П. Королеву г. Калининград Московской области в 1996 году переименован в г. Королев.

Лацков, Николай Сергеевич (1917-1979 гг.) военный летчик, полковник, Герой Советского Союза, в армии с 1937 года, окончил военную школу летчиков. Участник ВОВ с 1943 года, совершил 112 боевых вылетов. В 1949 году Лацков окончил Военно-воздушную академию и до 1960 года служил на командных должностях в частях ВВС. С 1961 года он работает в ЛИИ, руководителем полетов, начальником комплекса управления воздушным движением ЛИЦ ЛИИ.

Левченко, Анатолий Семенович (1941-1988 гг.) заслуженный летчик-испытатель, летчик-космонавт, Герой Советского Союза окончил Черниговскую высшую летную школу, служил в частях ВВС. В 1971 году Левченко после окончания школы летчиков при ЛИИ был оставлен работать в ЛИИ летчиком-испытателем. Он участвовал в испытаниях сверхзвуковых самолетов нового поколения. За 17 лет работы Левченко освоил свыше 80 типов самолетов и их модификаций. В декабре 1987 года А.С. Левченко - участник полета в космос на корабле '' Союз ТМ-4 '' и орбитальной станции '' Мир ''. Левченко готовился для полетов на космическом корабле многоразового использования '' Буран '', но ему не удалось быть свидетелем полета '' Бурана '' и увидеть плоды своего самоотверженного труда. В 1988 году он заболел и скончался.

Ломоносов, Михайло Васильевич (1711-1765 гг.) первый русский академик, ученый с мировым именем, поэт, историк, художник... В многогранной деятельности Ломоносова известны работы в области воздухоплавания. Задолго до официально признанных изобретателей геликоптера (вертолета) он построил и испытал модель такого аппарата в России. В 1754 году М.В. продемонстрировал свою '' аэродинамическую машину '' на собрании Академии наук. К сожалению, ему не удалось построить вертолет в натуральную величину, но приоритет Ломоносова в этом изобретении несомненно. М.В. Ломоносов по праву может быть назван изобретателем первого летательного аппарата тяжелее воздуха и провозвестником современной авиации.

Макаревский, Александр Иванович
(1904-1979 гг.) ученый в области самолетостроения, академик, Герой Соцтруда, лауреат Ленинской и Государственной премий. С 1935 года он работает в ЦАГИ, в отделе прочности. В 1950 году Макаревский назначается начальником ЦАГИ, которым он руководит в течении 10 лет. А.И. был организатором новой структуры научных лабораторий прочности в ЦАГИ. Он активно готовил кадры прочнистов, будучи зав. Кафедры прочности в МФТИ. В 1960 году Макаревский переходит на должность первого зам. Начальника ЦАГИ, а с 1970 года становится научным руководителем ЦАГИ по проблемам прочности.

Маяковский, Владимир Владимирович (1893-1930 гг.) поэт, реформатор поэтического языка. В дооктябрьский период творчество Маяковского выражало ощущение грядущей революции ( '' Облако в штанах '', '' Флейта-позвоночник '', '' Человек ''). После 1917 года В.В. Маяковский поддерживает новый строй ( '' Левый марш '', '' Товарищ Нетто '', '' Стихи о советском паспорте '' и др.). Многосторонность работ Маяковского утверждала поэта нового типа в поэме '' Во весь голос''. В поэме '' Хорошо '' Маяковский подвел итог своей литературной деятельности.

Менделеев, Дмитрий Иванович (1834-1907 гг.) ученый, член-корреспондент Академии Наук России, автор знаменитой '' Периодической системы химических соединений''. В своей многогранной деятельности Менделеев не раз обращался к вопросам авиации. По инициативе Д.И. в 1880 году в Русском техническом обществе был образован воздухоплавательный отдел, в котором он опубликовал свой труд '' О сопротивлении жидкостей''. В последствии Н.Е. Жуковский говорил, что этот труд является основным руководством для лиц, занимающихся воздухоплаванием. В 1877 году Менделеев в качестве члена особой комиссии одобрил проект аэроплана А.Ф. Можайского. Менделеев был глубоко убежден, что изобретение аэроплана '' Составит эпоху, с которой начнется новейшая история образованности''. Авторитет мирового ученого содействовал росту интереса к авиации в широких слоях русского общества.

Мичурин, Иван Владимирович (1855-1935 гг.) биолог и селекционер, автор свыше 300 сортов плодово-ягодных культур, почетный член АН СССР. Мичурин разработал методы селекции растений. Он положил начало продвижению на Север многих южных культур. Движение '' мичуринцев '' получило широкое распространение в России.

Мясищев, Владимир Михайлович (1902-1978 гг.) авиаконструктор, доктор технических наук, Герой Соцтруда, генерал-майор инженерной службы, лауреат Ленинской премии. В 1926 году поступает на работу в ЦАГИ в КБ А.Н. Туполева, с 1934 года В.М. начальник бригады экспериментальных самолетов. В 1937 году бригада Мясищева выделяется в КБ, которое выпускает дальний высотный бомбардировщик ДВБ-2 (в 1940 году). Во время ВОВ Мясишев руководит КБ на авиазаводе в Казани. После войны ОКБ Мясищева создает стратегические носители атомного оружия - самолеты М-4, 3М, М-50 и М52. В 1960 году Мясищева назначают начальником ЦАГИ, которым он руководит до 1967 года. В 1967 году В.М. становится Генеральным Конструктором и директором Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ).

Осипенко, Полина Денисовна (1907-1939 гг.) летчик, участник исторических перелетов и рекордсмека мировых женских рекордов. В мае 1937 года она на самолете МП-1 установила 3 рекорда высоты. На этом же самолете Осипенко П.Д., Ломако В.Ф. и Раскова М.М. совершили 2 июля 1937 года беспосадочный перелет Севастополь-Киев-Новгород-Архангельск. 24-25 сентября 1938 года на самолете АНТ-37 '' Родина '' экипаж в составе В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко и М.М. Расковой совершил полет по маршруту Москва-пос. Керби (Дальний Восток) за 26 часов. В этом же году П.Д. Осипенко удостоена звания Героя Советского Союза. В 1939 году майор ВВС П.Д. Осипенко погибла в авиакатастрофе.

Пушкин, Александр Сергеевич (1799-1837 гг.), поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Творчество Пушкина претерпело эволюцию от ранней лирики ('' Кавказский пленник '', '' Бахчисарайский фонтан '', '' Цыгане '' и др.) к реализму ( '' Борис Годунов '', '' Евгений Онегин '', '' Медный всадник '', '' Пиковая дама '' и др.). Поэзия Пушкина, сочетающая всечеловечность и национальный элемент - величайший пример прекрасного искусства в русской и мировой литературах.

Семашко, Николай Александрович (1874-1949 гг.) государственный деятель до 1917 года профессиональный революционер, участник трех революций. После Октябрьской революции Семашко назначается народным комиссаром здравоохранения РСФСР. С 1930 года академик Семашко на преподавательской и научной работе.

Серов, Анатолий Константинович (1910-1939 гг.) летчик истребительной авиации, комбриг. В 1937-1938 годах участвовал добровольцем в борьбе с фашизмом в Испании, командир эскадрильи, сбил в бою 8 самолетов врага. В 1938 году ему присваивается звание Героя Советского Союза. В 1939 году А.К. Серов погиб в авиакатастрофе.

Станкявичус, Римантас Антанас-Антано (1944-1990 гг.) заслуженный летчик-испытатель окончил Черниговское высшее авиационное училище, летал в Египте, награжден орденом, демобилизовался в чине майора. После окончания школы летчиков остался работать в ЛИИ. За время работы освоил 57 типов летательных аппаратов. В 1981 году Станкявичус зачислен в отряд летчиков-испытателей для проведения полетов на космическом корабле '' Буран ''. Но ему было не суждено слетать в космос. В 1990 году он погиб во время полета на воздушном празднике в Италии.

Суворов, Александр Васильевич (1729-1800 гг.) полководец, генералиссимус, кавалер всех военных орденов России и ряда государств, граф Рымнинский, князь Италийский не проиграл ни одного сражения. А.В. Суворов командовал полком, дивизией, армией, всеми вооруженными силами России. Особый вклад внес Суворов в завоевание Крыма. Благодаря победам русской армии под началом Суворова (Рымник, Измаил, Очаков, м. Херсон и др.) закончилась двухсотлетняя борьба России за присоединение Крыма к России. Суворов автор военно-теоретической работы '' Наука побеждать ''. Стратегия Суворова носила наступательный характер и ставила главной задачей полный разгром противника с наименьшими потерями в живой силе.

Туполев, Андрей Николаевич 
(1888-1972 г.г.) - авиаконструктор, академик, трижды Герой Соцтруда, генерал-полковник инженерной службы, лауреат Ленинской и пяти государственных премий. С 1 декабря 1918 года Туполев работает в ЦАГИ начальником авиационного отдела, а затем начальником КБ. Первое время Туполев разрабатывает для народного хозяйства аэросани и глиссеры. В 1923 году Андрей Николаевич выпускает свой первый самолет АНТ-1. До 1930 года КБ Туполева создало 29 типов самолетов различного назначения. Особый интерес представляет самолет ТБ-1 - первый в мире тяжелый 2-х моторный бомбардировщик. Развитием ТБ-1 стал ТБ-3 - первый в мире 4-х моторный бомбардировщик. К этому времени Россия стала первой в мире страной, имевшей стратегическую авиацию. За период до 1937 года Туполев разработал 20 типов машин. Наиболее интересными образцами являются самолеты АНТ-14 '' Правда'' и АНТ-20 ''Максим Горький''. Самолет '' Правда '' представлял собой пассажирский самолет с 5-ю моторами. Самолет ''Максим Горький'' -8-моторный гигант, созданный для агитационной работы эскадрильи им. Горького. Во время ВОВ А.Н. Туполев в Омске налаживает серийный выпуск своего знаменитого ТУ-2. После войны ОКБ Туполева создает целое семейство тяжелых самолетов : ТУ-4, ТУ-16,ТУ-70, ТУ-114,ТУ-104 и др. Последними работами Туполева были разработки пассажирских лайнеров ТУ-154 и ТУ-144. Авиаконструктор А.Н. Туполев создал свыше 100 типов самолетов и их модификаций, на них установлено около 80 мировых рекордов и выполнено 28 уникальных перелетов.

Федотов, Александр Васильевич (1932-1984 гг.) заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, мастер спорта международного класса, лауреат Ленинской премии. После окончания летного училища Федотов служил в частях ВВС, а после окончания школы летчиков был направлен на работу в ОКБ А.И. Микояна. А.В. Федотов проводил испытания самолетов ОКБ в том числе МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-25. Федотов установил 18 мировых рекордов, награжден Золотой авиационной медалью и тремя медалями ФАИ. В 1984 году А.В. Федотов погиб при испытании опытного самолета.

Фрунзе, Михаил Васильевич (1885-1925 гг.) государственный и военный деятель, до 1917 года - профессиональный революционер, участник трех революций. Во время Гражданской войны Фрунзе командовал армией, фронтом, Герой Гражданской войны. После окончания войны М.В. Фрунзе является народным комиссаром по военным и морским делам РСФСР, одновременно начальник штаба Красной армии. М.В. Фрунзе автор трудов по военной тактике и стратегии в современных условиях ведения войны.

Циолковский, Константин Эдуардович (1857-1935 годы) - ученый, изобретатель в области ракетодинамики, основоположник космонавтики. Свои исследования он начал с опытов, для чего изобрел и построил первую в России аэродинамическую трубу. В 1891 году К.Э. издает работу ''К вопросу о летании посредством крыльев'', а в 1894 году -''Аэроплан, или летательная машина''. За восемь лет до первого полета братьев Райт Циолковский предложил проект аэроплана. Построить и испытать самолет он не смог из-за отсутствия средств . Велика заслуга К.Э. в деле развития космонавтики. Он провел исследования и написал восемь работ, относящихся к реактивному движению и межпланетным сообщениям. Циолковский доказывал, что ракета может быть использована для полетов ''в небесное пространство''. Идеи ученого имеют большое значение как гениальные высказывания, далеко опередившие свое время. Техническое и научное творчество Циолковского послужило фундаментом, на котором выросло мощное здание российской космической науки и техники.

Чапаев, Василий Иванович (1887-1919 гг.) кадровый военный, участник первой мировой войны (1914-1918 гг.). Во время гражданской войны командовал отдельной бригадой и дивизией, Герой гражданской войны, Погиб в бою.

Чаплыгин, Сергей Алексеевич (1869-1942 гг.) ученый, акдемик, Герой Соцтруда, лауреат Государственной премии является одним из основоположников аэродинамики в России. Работы Чаплыгина получили высокую оценку Н.Е. Жуковского. Совместная работа двух ученых выдвинула Россию в начале XX века на одно из первых мест в области аэродинамики. Позже Чаплыгин обосновал теорию щелевого крыла и сделал ряд открытий, заслуженно создавших ему имя мирового ученого. С 1 декабря 1918 года Чаплыгин - член коллегии нового института - ЦАГИ. Этот пост он занимал до 1931 года. С.А. оставил неизгладимый след в развитии ЦАГИ. Именно благодаря его влиянию в ЦАГИ был заложен фундамент и развиты основные напрвления авиационной науки. Чаплыгин создал костяк коллектива ученых ЦАГИ из выпускников МГУ. Будучи в преклонном возрасте, он продолжал вести исследования и руководил отделениями в ЦАГИ. Во время войны Чаплыгин принимал участие в создании филиала ЦАГИ в эвакуации в г. Новосибирске, где он и скончался 8 октября 1942 года.

Чкалов, Валерий Павлович (1904-1939 гг.) летчик истребительной авиации, комбриг, летчик-испытатель, Герой Советского Союза вписал яркую страницу в развитие отечественной авиации. Всем известен легендарный перелет из Москвы в Америку через Северный полюс, совершенный экипажем Чкалова в 1936 году на самолете АНТ-25 (РД). Этот перелет вошел в историю мировой авиации. Маршал авиации К.А. Вершинин скажет позже о Чкалове: '' Чкалов был не только непревзойденным летчиком, выдающимся мастером своего дела, но и создателем школы высшего пилотажа и школы испытаний новых самолетов, автором тактики истребительной авиации и творцом новейших фигур высшего пилотажа ''. В 1938 году В.П. Чкалов погиб во время испытательного полета. В начале улицы Чкалова в нашем городе установлен памятник выдающемуся летчику и гражданину Валерию Павловичу Чкалову.
_

//Открытые источники, mvdv.ru